09.03.03
Кафедра прикладной информатики
Прикладная информатика
Программа: Прикладная информатика в информационной сфере
очная форма, 4 г.  
Бюджет:  90  мест
Контракт:  10  мест
Контракт (иностранные граждане):  2  места
Целевая квота:  12  мест
Особая квота:  9  мест
Отдельная квота:  9  мест
Вступительные испытания и минимальные баллы
1
Математика (64/52)
Информационные технологии (62/55)
2
Русский язык (54/48)
3
Информатика (62/56)
Физика (56/46)
Техническая физика (56/46)
1
Математика (46/46)
2
Русский язык (42/42)
Контактные лица
Особенности программы
Подготовка бакалавров направлена на формирование компетенций специалистов по информационным системам, способных поводить аналитические исследования и анализ данных с использованием искусственного интеллекта с акцентом на методы машинного обучения; определять и анализировать требования к автоматизации информационных процессов; проектировать, разрабатывать и внедрять информационные системы и сервисы на основе цифровых программно-аппаратных платформ; принимать участие в управлении ИТ-проектами.
- Подготовка специалистов в области аналитики с применением моделей машинного обучения и искусственного интеллекта;
- Получение навыков в области статистической обработки данных и моделирования информационных процессов;
- Изучение элементной базы и архитектуры вычислительных устройств для углубленного понимания методов обработки данных.
- Обучение проходит по программам дисциплин, разработанных по рекомендациям специалистов-практиков ИТ-компаний.
- Прохождение практики в ИТ-отделах ведущих производственных предприятий.
- Углубленная подготовка в области статистической обработки данных и математического моделирования
- Интенсивная подготовка в сфере машинного обучения и анализа данных
- Самостоятельный выбор направления профессионального развития аналитиком, программистом, проектировщиком информационных систем, веб-разработчиком, руководителем проектов, в научной сфере
- Бесплатное дополнительное образование по программе «Frontend-разработка» с получением диплома о профессиональной переподготовки
Практическую подготовку студенты получают при изучении учебных дисциплин и во время прохождения практик или стажировок. В результате обучения выпускники:
- умеют решать задачи классификации, кластеризации, регрессии, прогнозирования;
- используют технологии анализа данных: статистический анализ, семантический анализ, анализ изображений, машинное обучение, методы сравнения средних, частотный анализ, кластерный анализ, деревья классификации в профессиональной деятельности;
- владеют навыками имитационного моделирования;
- с легкостью решают задачи по статистической обработке данных;
- понимают, как правильно организовать процесс разработки цифрового продукта и могут оценить риски при его создании;
- могут самостоятельно провести научное исследование, выступить с докладом и написать статью с представлением полученных результатов.
Примеры лучших практико-ориентированных проектов, выполненных студентами в ходе практической подготовки.
- Программная система альтернативной коммуникации.
- Веб-приложение для анализа данных методами описательной статистики и машинного обучения.
- Нейронная сеть для обработки идиоматических выражений естественного языка.
- Программа для семантической сегментации изображений.
- Программная система для обмена изображениями.
- Игровое приложение по изучению фольклора древних славян.
- Алгоритм компьютерного зрения для диагностирования пневмонии по рентгеновским снимкам.
На стажировку студентов приглашают после собеседования и/или прохождения дополнительного обучения в компании. Примером успешного взаимодействия с индустриальным партнером стал спецкурс от АО «Научно-Технический Центр ПРОТЕЙ».
При таком формате сотрудничества важными навыками для студентов являются высокая адаптация к новому коллективу и умение быстро обучаться новому, опираясь на классические фундаментальные знания в области статистической обработки данных, моделирования и системного анализа.
Индустриальные и технологически партнеры – это высокотехнологичные компании, имеющие в своей организационной структуре ИТ-отделы.
Основные направления научно-исследовательской и проектной деятельности студентов:
- анализ данных, машинное обучение и искусственный интеллект;
- кроссплатформенная разработка;
- разработка игровых приложений;
- технологии Blockchain;
- компьютерная графика;
- проектирование и тестирование приложений;
- компьютерное зрение;
- компьютерная лингвистика и обработка естественного языка;
- обработка аудио- и видеоданных в решении прикладных задач;
- разработка программно-аппаратных комплексов, интернет вещей.
За последние три года зарегистрировано в Роспатенте 42 свидетельства о регистрации программной системы, в числе соавторов которых присутствовали студенты, аспиранты и сотрудники кафедры 41. Из них в 2022 году – 18 свидетельств, в 2023 году – 17 свидетельств. Все зарегистрированные программные системы и базы данных имеют прикладной характер.
На 77 Международной студенческой конференция ГУАП (2024г.) опубликовано 15 докладов, по материалам которых опубликованы статьи. Темы докладов соотнесены с решениями задач прикладного характера. На Международной конференция «Обработка, передача и защита информации в компьютерных системах» 2024 магистранты, студенты старших курсов и аспиранты представили 21 доклад, по материалам которых опубликованы статьи. На Международной конференции «Прикладной искусственный интеллект: перспективы и риски», проходившей 17 октября 2024 года, представлено 10 докладов, по материалам которых опубликованы статьи.
Примеры названий докладов студентов.
- Нейросетевые подходы к идентификации классических алгоритмов в Python.
- Использование искусственного интеллекта для распознавания эмоций по голосу: современные подходы и перспективы развития.
- Реализация алгоритмов поворота изображений в Python.
- Автоматизация регрессионного тестирования.
- Влияние UX-триггеров на дизайн интерфейсов веб-приложений.
- Нахождение коэффициентов линейной регрессии методом минимизации модуля разности.
- Автоматизация синтаксического форматирования текста, составленного на основе распознавания речи.
Студенты принимают активное участие в соревнованиях и хакатонах, посвященных созданию Telegram-ботов, машинному обучению и анализу данных, занимают призовые места. Студенты кафедры заняли 1 и 3 место на хакатоне по созданию Telegram-ботов в рамках Третьего регионального Форума «Время IT».
Студенты могут принимать участие в хакатонах:
- хакатон «Практическое применение искусственного интеллекта и машинного обучения» совместно с Акционерным Обществом «Центр компьютерных разработок»;
- хакатон от компании Baggins Coffee;
- хакатон «Норникель: Интеллектуальные горизонты»;
- хакатон от финтех-компании Т1;
- VTB API hackathon;
- хакатон «Лидеры цифровой трансформации»;
- региональный хакатон от компании Neoflex;
- «Тот самый хакатон 2.0»;
- межвузовского хакатона «Nuclear IT hack».
Примеры проектной деятельности:
- разработка Нейроаватара;
- разработка чат-бота для приюта «Преданное сердце»;
- система для организации и проведения военно-тактических игр «Киберштаб»;
- анализ бережливости сортировки грузов с помощью системы поведенческого анализа.
Темы ВКР:
- Автоматизированная система управления конфигурациями программных решений.
- Разработка виртуального финансового агента для регулирования расходов.
- Прогнозирование курса криптовалюты с помощью методов машинного обучения.
- Сервис облачного хранилища с поддержкой версионности файлов.
- Разработка системы управления отелем с применением методологии CI/CD.
- Экспертная система для оценки стоимости городской недвижимости.
- Программное средство для статистического анализа биохимических показателей крови пациентов.
В результате обучения выпускники:
- умеют решать задачи классификации, кластеризации, регрессии, прогнозирования;
- используют технологии анализа данных: статистический анализ, семантический анализ, анализ изображений, машинное обучение, методы сравнения средних, частотный анализ, кластерный анализ, деревья классификации в профессиональной деятельности;
- владеют навыками имитационного моделирования;
- с легкостью решают задачи по статистической обработке данных;
- понимают, как правильно организовать процесс разработки цифрового продукта и могут оценить риски при его создании;
- могут самостоятельно провести научное исследование, выступить с докладом и написать статью с представлением полученных результатов.
Системный аналитик, инженер-программист, администратор баз данных, руководитель проектов, специалист по информационным системам, руководитель отдела по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам.
Выпускники кафедры успешно работают системными аналитиками или аналитиками данных; с разработчиками; программистами; UX/UI-дизайнерами; инженерами по тестированию, техническому обеспечению и сопровождению программного обеспечения.
Прохождения практики
Трудоустройство
Стажировки
Летняя школа
ВКР/Диссертация
Сообщества в социальных сетях