11.03.03
Кафедра конструирования и технологий электронных и лазерных средств
Конструирование и технология электронных средств
Программа: Проектирование и технология электронно-вычислительных средств
очная форма, 4 г.  
Бюджет (всего):  25  мест
Контракт:  5  мест
Контракт (иностранные граждане):  2  места
Целевая квота:  10  мест
Особая квота:  3  места
Отдельная квота:  3  места
Вступительные испытания и минимальные баллы
1
Математика (46)
Инженерная математика (40)
2
Русский язык (42)
3
Информатика (51)
Физика (41)
Химия (40)
Техническая физика (40)
1
Математика (46/46)
2
Русский язык (42/42)
Контактные лица
Особенности программы
Образовательная программа «Конструирование и технология электронных средств» сегодня является одной из передовых направлений в области разработки электронно-вычислительных средств, в том числе средств с применением технологий компьютерного зрения, машинного обучения и комплексной обработки больших объёмов данных и прочих электронных средств с искусственным интеллектом.
Реализуется «Технологический» трек обучения.
Особенностью данной образовательной программы является практико-ориентированное обучение, использующее междисциплинарный подход, включая при этом обучение на примерах, выполненных в Особом конструкторском бюро радиоэлектронных систем (ОКБ РЭС) и в Лаборатории машинного обучения (ЛМО) Инженерной школы ГУАП (https://www.fusion-lab.org).
Кроме того, особенностью данной образовательной программы является вовлечение обучающихся в прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки в рамках реализации ими групповых и индивидуальных проектов в следующих областях:
- бортового электронного и радиоэлектронного оборудования для беспилотных интеллектуальных платформ;
- проектирования и технологий электронно-вычислительных средств, осуществляющих обработку потоков информационных сигналов в режиме реального времени;
- создания высокотехнологичной продукции на базе полученных научных результатов в рамках НИР/ НИОКР, проводимых на кафедре №23;
- разработка программно-аппаратных устройств и систем сбора и обработки сложных сигналов на базе электронно-вычислительных средств различного назначения;
- разработка программно-аппаратных устройств и систем сбора и обработки изображений высокого разрешения, сформированных на базе электронно-вычислительных средств;
- проектирования высокоскоростных систем и комплексов параллельной обработки больших объемов данных и др.
- Высокая заработная плата для выпускников, получивших квалификацию по направлению 11.03.03 - «Конструирование и технология электронных средств»
- Студенты в процессе обучения получают опыт и практические навыки для разработки современных электронно-вычислительных средств в виде конечного конкурентно способного продукта, способного выйти на рынок
- Студенты имеют возможность защитить свою выпускную работу в формате «Диплом как стартап» и начать вести свой бизнес
- Возможность получить финансовую поддержку и участвовать в конкурсах фонда содействия инновациям «УМНИК – Проектная команда. Электроника» в рамках федерального проекта «Прикладные исследования, разработка и внедрение электронной продукции»
Общие характеристики практической подготовки:
Для проектирования и разработки современных электронных средств (ЭС), устройств и систем требуются знания и умения применения их на практике как в процессах разработки, сборки, отладки и управления устройством, так и в процессе его эксплуатации. Разработка электронных устройств и систем требует глубоких знаний из технологии микроэлектроники, электроники и электротехники, цифровой и аналоговой схемотехники, конструирования ЭС, технологии сборки и монтажа, технологии испытаний электронных средств, проектирования и конструирования электронных и радиоэлектронных систем, систем электронного сбора и предобработки информации, основ программирования и методов обработки больших массивов данных, в том числе с применением методов машинного обучения.
Комплекс знаний, полученных в логически выстроенном пакете дисциплин, должен сочетаться с получением в наборе экспериментальных практикумов необходимых навыков работы на современном научном и технологическом оборудовании.
С учетом отмеченной выше специфики подготовки бакалавров по направлению 11.03.03, а также с учетом научной специализации сотрудников, участвующих в подготовке студентов, можно выделить несколько основных направлений проектной деятельности студентов:
- разработка электронного и радиоэлектронного оборудования для беспилотных интеллектуальных платформ;
- проектирования и технологий электронно-вычислительных средств, осуществляющих сбор и обработку потоков информационных сигналов в режиме реального времени;
- разработка аппаратно-программных электронных устройств и систем сбора и обработки сложных сигналов на базе электронно-вычислительных средств различного назначения;
- разработка аппаратно-программных электронных устройств и систем сбора и обработки изображений высокого разрешения, сформированных на базе электронно-вычислительных средств для беспилотных интеллектуальных платформ;
- проектирования высокоскоростных систем и комплексов параллельной обработки больших объемов данных и др.
По заказу и инициативе отраслевых партнеров ведутся научно-технические разработки с привлечением студентов в реализации реальных электронных устройств по этим направлениям. В результате этой деятельности студентами создается высокотехнологичная продукция на базе полученных научных результатов в рамках НИР/ НИОКР, проводимых на кафедре №23 «Конструирование и технология электронных средств».
По результатам участия в таких проектах студенты имеют собственный технический проект, а также исчерпывающий объем экспериментальных данных для подготовки бакалаврской работы.
Оригинальность образовательной технологии в рамках обучения по данной программе заключается в получении практических навыков и опыта на предприятиях индустриальных партнеров. В процессе обучения студенты посещают лекционные и практические занятия, проводящиеся сотрудниками компании «ОКБ РЭС», где осваивают работу на современном лазерном оборудовании. Также студенты привлекаются в работу по выполнению научно-исследовательских работ. За каждым студентом закрепляется отдельная проектно-конструкторская задача, что позволяет иметь каждому студенту к моменту окончания бакалавриата собственный дипломный проект, апробированный на предприятии.
Благодаря описанной технологии обучения студенты по окончании университета имеют опыт и достаточные практические навыки для разработки современных электронных средств и получения должности «инженер, инженер-конструктор, инженер-исследователь, инженер-электронщик, научный сотрудник, оператор электронных средств» в компаниях индустриальных партнеров и других компаниях страны данного профиля. Особо следует подчеркнуть, что вместе с разрабатываемыми устройствами в интересах предприятий, компании индустриальные партнеры получают молодые кадры, способные в дальнейшем осуществлять сопровождение, эксплуатацию и модернизацию разрабатываемых приборов.
Общие характеристики стажировок:
Компании-партнеры приглашают студентов для проведения специализированных стажировок в рамках своего профиля деятельности. Это позволяет студентам получить опыт, а также поучаствовать в разработках и экспериментальных исследованиях, результаты которых могут быть использованы при написании ВКР или ВКР в форме стартапа.
Проектная деятельность студентов в рамках технологической подготовки реализована исходя из следующих направлений в области проектирования и разработки электронных средств:
- интеллектуальные системы конструкторско-технологического проектирования;
- интеграция проектных и производственных систем и информационной поддержки жизненного цикла изделий (CALS-технологии);
- проектирования приборов и электронных средств для экстремальных условий эксплуатации и работы в специальных средах;
- освоения теории и практики проектирования микросистемных средств;
- освоения пакетов разработки электронной аппаратуры на основе ПЛИС и др.
- разработки методик проведения экспериментов, обработки и анализа получаемых данных.
Совокупность логически выстроенных дисциплин и курсовых проектов/работ, разбитая по семестрам с учетом этапов разработки электронных средств, позволяет студентам иметь к концу 8 семестра практически завершенный проект разработанного устройства или системы для представления на защите ВКР.
Перечисление хакатонов, соревнований, в которых могут участвовать студенты:
- Машинное обучение авиационных систем;
- Лазерные технологии.
Примеры проектной деятельности:
- техническое зрение в электронно-вычислительной системе тепловизионного авиационного мониторинга;
- машинное зрение для авиационных систем, реализуемые на базе электронно-вычислительных;
- разработка электронно-вычислительного обеспечения для классификации радиочастотных сигналов с использованием искусственного интеллекта;
- техническое зрение в электронно-вычислительных системах воздушного лазерного сканирования.
Темы ВКР:
- Радиационно-стойкий импульсный источник питания
- Устройство для управления светодиодной лентой мощностью до 120 ватт по средствам mesh сети на основе микропроцессора esp32
- Модуль обработки и преобразования сигнала скорости
- Разработка ручного пульта управления механизма водного фантома дозиметрического комплекса
- Модуль измерения и мониторинга параметров воздуха на базе электронно-вычислительного датчика
- Разработка системы управления вентиляцией в помещении
- Контроль наземных объектов на основе нейросетевого распознавания в авиационных электронно-вычислительных системах технического зрения
- Разработка контроллера для солнечных батарей
- Разработка системы автоматизированного визуального контроля с функцией измерения размеров деталей
- Аппаратно-программное решение оценки качества работы сотрудников логистических компаний
- Зарядное устройство для литиевого аккумулятора квадракоптера
- Автоматизированный коммутатор источников стереосигнала
- Аппаратная реализация нейронной сети для систем контроля состояния бортовой авионики
- Контроль количества деревьев на основе потоковой обработки разнородных данных
Помимо получаемых базовых профессиональных компетенций, в рамках технологического трека студент получает следующие дополнительные знания и умения:
- Способность собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим областям своей профессиональной деятельности;
- Готовность к участию в монтаже, наладке, настройке, юстировке, испытаниях, сдаче в эксплуатацию опытных образцов, сервисном обслуживании и ремонте техники.
Выпускник обладает сведениями о последних инновациях и технологиях, применяемых производством в данной области, уметь применять современные системы автоматического проектирования и уметь профессионально работать на современном оборудовании.
Студенты по окончании университета имеют опыт и достаточные практические навыки для разработки современных электронных средств и получения должности «инженер, инженер-конструктор, инженер-исследователь, инженер-электронщик, научный сотрудник, оператор электронных средств» в компаниях индустриальных партнеров и других компаниях страны данного профиля.
Если выпускник устраивается в компанию, производящую или обслуживающую электронное оборудование, он может занять должность ведущего специалиста: инженера, техника, конструктора. Области применения электронных весьма разнообразны: медицина, электроника, оборонный сектор.
Прохождения практики
Трудоустройство
Стажировки
Летняя школа
ВКР/Диссертация
Сообщества в социальных сетях
Презентация программы