15.03.06
Кафедра электромеханики и робототехники
Мехатроника и робототехника
Программа: Цифровой инжиниринг робототехнических комплексов
очная форма, 4 г.  
Бюджет:  56  мест
Контракт:  15  мест
Контракт (иностранные граждане):  2  места
Целевая квота:  17  мест
Особая квота:  6  мест
Отдельная квота:  6  мест
Экзамены
1
Математика (64/46)
Инженерная математика (64/40)
2
Русский язык (54/42)
3
Информатика (62/51)
Физика (56/41)
Химия (47/40)
Техническая физика (56/40)
1
Математика (46/46)
2
Русский язык (42/42)
Контактные лица
Особенности программы
Образовательная программа «Цифровой инжиниринг робототехнических комплексов» направлена на подготовку специалистов, обладающих знаниями и навыками в области разработки, проектирования, эксплуатации и обслуживания робототехнических систем и комплексов.
Выпускники, освоившие образовательную программу, готовы решать задачи профессиональной деятельности следующих типов:
- научно-исследовательский;
- проектно-конструкторский;
- производственно-технологический;
- сервисно-эксплуатационный.
1. Студенты изучат современные технологии, применяемые в производственных процессах – искусственный интеллект, машинное обучение и интернет вещей и др.
2. В рамках элитарной подготовки по ядерной образовательной программе предоставляется возможность выбора одной из трёх индивидуальных траекторий обучения (специализированных образовательных треков): общеобразовательного, исследовательского или технологического, в каждом из которых заложено ядро профессиональной подготовки в области мехатроники и робототехники и представлены модули, позволяющие углубиться в отдельные области исследований.
3. Предоставляется возможность развития творческого и научного потенциала при участии в проектной деятельности на кафедре и в специализированных лабораториях Инженерной школы по реальным задачам индустриальных и технологических партнеров, входящих в консорциум «Инженерное образование».
4. При освоении образовательной программы у обучающихся есть возможность по завершению обучения получить:
- дополнительную квалификации по компетенции «Интернет вещей» в рамках обучения на цифровой кафедре ГУАП по программе профессиональной переподготовки;
- дополнительную квалификацию по компетенциям «Промышленная робототехника», «Цифровое производство», «Роботизированная сварка» в рамках проведения обучения и демоэкзамена по стандартам Агентства развития профессий и навыков.
Прохождение обучения по этим модулям подтверждается получением цифрового паспорта компетенций.
5. Ежегодно в Институте киберфизических систем проводится международная научно-техническая конференция по электромеханике и робототехнике «Завалишинские чтения», участие в которой позволяет студентам публиковать результаты своих научных исследований в сборниках статей, индексируемых наукометрическими базами данных РИНЦ и Scopus.
1. В процессе обучения студенты осваивают следующие цифровые и сквозные цифровые технологии:
- искусственный интеллект;
- большие данные;
- интернет вещей;
- 3D-моделирование;
- цифровое проектирование;
- аддитивные технологии;
- программирование;
- информационное моделирование.
На базе полученного образования выпускник сможет самостоятельно осваивать необходимые ему в профессиональной деятельности новые теоретические и прикладные области знаний. Это позволит выпускникам стать востребованными специалистами на предприятиях любой отрасли промышленности;
2. Вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность с 1 курса, возможность совмещать исследования с обучением, участвовать в научных конференциях, конкурсах, хакатонах, НИР кафедры;
3. Молодые преподаватели-наставники, участвующие в реальных проектах индустрии. Обучение также ведут преподаватели – представители профильных предприятий-партнёров, которые являются руководителями подразделений и формируют кадровый состав из числа студентов кафедры;
4. Сквозная проектная деятельность, которая заложена в образовательную программу начиная с 3-го семестра и реализуется под наставничеством руководителей лабораторий Инженерной школы ГУАП с внешней экспертной оценкой от предприятий-партнеров;
5. Более 30 партнеров – научно-исследовательских и промышленных предприятий, входящих в консорциум «Инженерное образование», в которых студенты проходят производственные практики, стажировки и в дальнейшем трудоустраиваются. Возможность трудоустройства в процессе обучения.
Общие характеристики практической подготовки:
Заключены договоры о практической подготовке с более 100 профильными предприятиями. Наличие тесных связей с предприятиями-партнерами консорциума «Инженерное образование» обуславливает востребованность студентов, обучающихся по направлению подготовки 15.03.06 «Мехатроника и робототехника».
Программа поддерживается профильными
лабораториями Инженерной школы ГУАП: лабораторией робототехники, лабораторией
беспилотных авиационных систем, лабораторией интернета вещей, лабораторией
искусственного интеллекта, лабораторией новых производственных технологий,
обучающей фабрикой «ГУАП-Алмаз-Антей», где обучающиеся занимаются проектной
деятельностью и проходят производственную практику.
Общие характеристики стажировок:
Студенты кафедры Электромеханики и робототехники ГУАП активно участвуют в работе студенческого конструкторского бюро «Силовые машины – ГУАП» Инженерной школы, которое осуществляет подготовку обучающихся в области проектирования и моделирования узлов электрических машин. Для обучения студентов используется современное программное обеспечение NX Siemens и Teamcenter, которое применяется большинством крупных компаний, занимающихся производством электрических машин.После завершения обучения студенты имеют возможность продолжить работу на предприятии с условием ускоренного карьерного роста.
Актуальные направления научных исследований:
- мехатроника и робототехника;
- автоматизация и IT;
- применение РТС для решения электроэнергетических задач;
- информационная и кибербезопасность;
- алгоритмы искусственного интеллекта, цифровые технологии;
- информационные системы и технологии.
Темы ВКР студентов:
- Расчет подводного мобильного робота для исследования морского дна;
- Разработка конструкции робототехнического комплекса для движения по магнитным линиям и транспортировки грузов;
- Разработка алгоритмов и программного обеспечения для управления группой сервисных робототехнических средств в складских помещениях;
- Разработка полётного контроллера для квадрокоптера;
- Разработка алгоритмов и программных средств для перемещения робота по магнитной линии с перекрестками и препятствиями;
- Разработка системы технического зрения для робота-манипулятора;
- Разработка алгоритма работы роботизированной коробки переключения передач автомобиля;
- Разработка роботизированной ячейки для аддитивного производства;
- Разработка привода манипулятора;
- Разработка роботизированного устройства для формирования здоровой осанки.
Примеры проектной деятельности:
- Разработка распределенной системы управления "Групповая робототехника";
- Разработка нейроаватара;
- Система для организации и проведения военно-тактических игр «Киберштаб»;
- Разработка модульного беспилотного аппарата;
- Разработка методики проектов на языке Rust.
Хакатоны и соревнования, в которых могут участвовать студенты:
- чемпионат в сфере цифровых технологий DigitalSkills;
- чемпионат BRICS Future Skills Challenge;
- хакатон по созданию системы конфигурации полетных заданий
- и многие другие.
Выпускники знают:
- методы планирования и организации исследований и разработок;
- методы проведения экспериментов;
- методы анализа научных и экспериментальных данных;
- профессиональную терминологию;
- основы современных коммуникационных технологий;
- отраслевые нормативы, определяющие требования к параметрам и режимам работы мехатронных и робототехнических систем и комплексов;
- алгоритмы и методы планирования движения роботов, включая локализацию, картографирование, планирование траекторий и управление движением;
- CAD, CAE системы;
- методики расчета и проектирования основных характеристик робототехнических систем и комплексов;
- языки программирования и инструменты разработки программного обеспечения и управления робототехническими системами;
- аналитические системы для управления робототехническими системами и комплексами;
- основные алгоритмы машинного обучения, компьютерного зрения, обработки естественного языка,
- конструктивные особенности и требования к режимным параметрам промышленных и мобильных роботов;
- системы управления промышленными и мобильными роботами, виды контроллеров, подключаемых манипуляторов;
- методы и способы настройки и регулирования мехатронных и робототехнических систем;
- технологии роботизированной сварки;
- принципы работы, технические характеристики и особенности эксплуатации мехатронных систем и робототехнических комплексов;
- методики расчета экономической эффективности внедрения средств автоматизации и механизации технологических операций.
Выпускники способны:
- анализировать научно-техническую информацию и результаты исследований, в том числе с помощью искусственного интеллекта;
- разрабатывать системы предиктивного анализа с применением технологий искусственного интеллекта и больших данных в области мехатроники и робототехники;
- проводить эксперименты и оформляет результаты исследований и разработок;
- применять технологии искусственного интеллекта для анализа и оптимизации режимов работы робототехнических систем и комплексов;
- анализировать и контролировать параметры и условия работы отдельных компонентов робототехнической системы;
- проектировать мехатронные модули различного назначения;
- разрабатывать новые образцы робототехнического оборудования и проводит анализ появляющегося на рынке мехатронного и робототехнического оборудования;
- проводить расчетные и конструкторские работы по проектированию и созданию робототехнических систем и комплексов с использованием средств цифрового инжиниринга;
- разрабатывать проекты промышленных процессов и производств;
- изготавливать элементы робототехнических систем из композиционных материалов аддитивными методами;
- анализировать режимы работы робототехнических систем;
- проводить диагностику оборудования в реальном времени;
- оптимизировать работу робототехнических систем;
- разрабатывать мобильные приложения, в том числе для киберспорта;
- выполнять работы по отладке, регулированию, настройке и тестированию мехатронных и робототехнических систем и комплексов.
Название области трудовой деятельности выпускника:
- производство машин и оборудования (в сферах автоматизации и механизации производства, повышения производительности и безопасности труда);
- сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сфере проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок).
Большинство выпускников работают по специальности или в близких областях на профильных предприятиях, занимающихся проектированием, производством и эксплуатацией робототехнических систем и комплексов.
Также выпускники могут вести профессиональную деятельность в службах диспетчерского управления, энергосбытовых компаниях, электростанциях любых типов; технопарках промышленных энергетических предприятий.
Кем могут работать студенты-выпускники по данной специальности:
- инженер-конструктор;
- инженер-проектировщик;
- инженер-схемотехник;
- инженер электронной техники;
- кибернетик;
- разработчик программного обеспечения;
- проектировщик мобильной робототехники;
- проектировщик промышленной робототехники;
- робототехник;
- проектировщик-эргономист роботизированных систем;
- ведущий инженер;
- младший научный сотрудник;
- заведующий лабораторией.
Прохождения практики
Трудоустройство
Стажировки
Летняя школа
ВКР/Диссертация
Сообщества в социальных сетях